Общее
Дышла служат для сцепки между тягачом и прицепом с поворотным кругом. Они предназначены для установки на поворотную тележку.
Дышла являются узлами, требующими специального разрешения исходя из конструкционного типа (модели), отвечают за соединение транспортных средств между собой, им предъявляются самые высокие требования техники безопасности. Их можно использовать согласно предписанию лишь в сочетании с тягово-сцепными устройствами, утвержденными для сцепных петель. Внесение разного вида изменений (кроме допустимых согласно пункта 2.2) влечет за собой отказ в удовлетворении претензий по гарантиям, при этом, сертификат соответствия и разрешение на эксплуатацию транспортного средства утрачивают силу.
Дышла изготавливаются в соответствии с директивами 94/20 EG и/или ECE-R55 класса E. Монтаж должен производиться исключительно на авторизованных специализированных предприятиях и в соответствии с действующими директивами и общегосударственными регламентом, связанным с допуском к эксплуатации автотранспорта. На территории Германии действуют §§ 19,20 и 21 StVZO, а также EG-FGV. Далее следует соблюдать положения §13 FZV относительно обязанности уведомления в случае изменения данных о транспортном средстве.
1. Технические характеристики и область применения
Допустимые показатели нагрузки для дышел Вы найдете в характеристиках на заводской табличке или в перечне продукции на соответствующих страницах каталога.
Они действительны для предписанного использования в соответствии с директивой 94/20 EG, ECE-R55.
При дополнительных динамических нагрузках, например, эксплуатации на неровной проезжей части, на стройках, в лесном хозяйстве, нельзя на 100% использовать показатель D, либо следует подобрать более мощное дышло и проконсультироваться в ROCKINGER. Решающим при выборе дышла является значение D, а также допустимая нагрузка на поворотную тележку, к которой оно должно крепиться. Данные о допустимой полной массе прицепа служат для ориентировки и являются рекомендательными.
Пригодность дышла для формирования автопоезда можно проверить с помощью заданного значения D.
Тягач и прицеп с поворотным кругом: Значение D
- Теоретическая сила тяги на дышле между тягачом и прицепом, расчетное контрольное значение усилий между подвижными массами
- Значение D исчисляется, исходя из допустимой полной массы обеих величин (тягача и прицепа с поворотным кругом).
- Расчет значения D (kN):
T : Полная масса тягача в т
R: Полная масса прицепа с поворотным кругом в т g: Гравитационное ускорение 9,81 м/с2
Рассчитанное значение D должно быть равно или меньше значения D дышла.
При формировании автопоезда необходимо следить за тем, чтобы угол между сцепной петлей и горизонталями (вверх или вниз) составлял не более 3°.
Большие отклонения могут привести к преждевременному износу или даже повреждению дышла.
2.Указания к монтажу
2.1 Монтаж гнезд подшипника
Для установки дышел мы прежде всего рекомендуем использование втулок сайлентблока.
Втулки сайлентблока уменьшают износ и затраты на обслуживание и повышают комфорт при эксплуатации.
Дышла со втулками сайлентблока (1):
Для крепления втулки прежде всего необходимо использовать болты (M 30-8.8). Момент затяжки самостопорящейся гайки должен при этом составлять 400 Нм.
Таким образом достигается прижимное усилие сайлентблока, и, за счет резинового элемента обеспечивается функция радиального движения.
При первом монтаже болта необходимо установить его с использованием обычной консистентной смазки или монтажной пасты для того, чтобы облегчить последующий демонтаж.
Смазка подшипника не требуется
Во избежание повреждения втулок сайлентблока, важно не превышать показателя вертикального угла наклона дышел в± 20°. По этой причине не рекомендуется использовать втулки сайлентблока для дышел в сочетании с устройством для опускания дышла.
Для установки втулок сайлентблока возможно использование пальца рессоры.
При установке необходимо следовать указаниям пункта (2).
При монтаже необходимо следить за тем, чтобы дышло оставалось подвижным в вертикальной плоскости, а при установке было закреплено без люфта. Для крепления можно использовать пальцы в сочетании с шайбой / корончатой гайкой / шплинтом“ с шайбой / и с самостопорящейся гайкой“. Момент затяжки корончатой гайки должен составлять при этом мин. 180 Нм. Перед монтажом необходимо смазать палец обычной консистентной смазкой или монтажной пастой.
В ходе эксплуатации необходимо смазывать палец рессоры с определенной периодичностью (согласно установленному интервалу технического обслуживания прицепа), либо подключить его к централизованной системе смазки.
2.2 Монтаж крепежных деталей / Ремонтная сварка
Для установки крепежных деталей устройства регулировки высоты, глухих соединительных головок и прочих деталей, в поперечной траверсе предусмотрены отверстия, а также петля. Кроме того, с помощью подходящих зажимных приспособлений (напр., кронштейна для GHE) возможен монтаж дополнительных точек крепления на продольных траверсах.
Если всех вышеперечисленных возможностей будет недостаточно, то на продольной траверсе возможна приварка крючков или петель.
При этом необходимо следить за тем, чтобы они приваривались с большой осторожностью и располагались по центру профиля, где проходит сплошной угловой сварной шов (a = 3 мм).
Категорически запрещена сварка с целью изменения или ремонта, а также рихтовочные работы дышел.
2.3 Монтаж устройства для регулировки высоты
Устройство для регулировки высоты необходимо крепить так, чтобы установленное дышло отвечало требованиям относительно дорожного просвета и регулировки высоты сцепной петли.
Дышло не должно касаться земли. Дорожный просвет даже при опускании дышла из горизонтального положения должен составлять минимум 200 мм.
Устройство для регулировки высоты должно быть сконструировано таким образом, чтобы один человек мог справиться с установкой дышла без помощи инструмента или иных вспомогательных средств на высоте ловителя тягово – сцепного устройства на тягаче. Устройство регулировки высоты должно позволять смещение сцепной петли над проезжей частью минимум на 300 мм вверх и вниз из горизонтального положения. В данном диапазоне высота дышла должна регулироваться бесступенчато или пошагово (макс. шаг в 50 мм, относительно сцепной петли). Устройство для регулировки высоты не должно нарушать легкую подвижность дышла после успешного процесса сцепки.
2.4 Указание GZU, GZL, GZHL, GZLG, GZV
Регулируемая по длине телескопическая труба: Крепежные и зажимные болты должны быть затянуты согласно указаниям, содержащимся на соответствующих страницах каталога.
Телескопическую трубу нельзя смазывать консистентной смазкой.
2.5 Указание GZN 12 и 26
GZN 12 и 26: Момент затяжки корончатой гайки (SW70) составляет мин. 500 Нм.
Внимание: Если ввод шплинта невозможен, то необходимо затягивать до следующего перекрытия отверстия для шплинта. Ни в коем случае нельзя откручивать корончатую гайку в обратном направлении!
2.6 Указание GZLV (пневматическая блокировка)
Клапаны с пневматическим приводом для блокировки и разблокировки не входят в комплект поставки.
Тормозной цилиндр с пружинным энергоаккумулятором может быть подключен односторонне с металлокерамическим фильтром или как аккумулятор двойного действия. Необходимо соблюдать отдельную инструкцию по эксплуатации GZLV.
2.7 Указание: GSG и GSZ (поворачивающиеся сцепные петли)
Обслуживание: Изъять пружинный штекер, вручную открутить рукоятку, выкрутить запорные болты, наклонить сцепную петлю на 180°, затем снова установить и закрепить в обратном порядке.
3. Указания по инспектированию и ремонту
По причине возникающих эксплуатационных нагрузок дышла подвержены естественному износу. Поэтому через определенные промежутки времени необходимо производить их осмотр по следующим пунктам с возможным последующим ремонтом:
3.1 Крепежные и страховочные элементы
Крепежные и страховочные элементы не должны быть расшатаны или повреждены. Расшатанные крепежные элементы следует подтянуть в соответствии с предписанными моментами затяжки, поврежденные крепежные и страховочные элементы необходимо заменить.
3.2. Зазор гнезда подшипника
Продольный зазор макс. 2 мм, боковой зазор макс. 4 мм для бронзового и пластикового подшипника. Для сайлентов зазоры не предусмотрены. Отслаивание материала изготовления подшипников не допускается. (VdTÜV-памятка 712)
3.3. Раскосы дышла, стержень сцепной петли, сварочные швы
Раскосы дышла (продольные и поперечные), стержень сцепной петли, сварочные швы не должны иметь механических повреж- дений или следов чрезмерной коррозии.
Дышла с деформацией, трещинами или разломами вследствие ненадлежащей эксплуатации небезопасны для движения. Их нельзя рихтовать или иным образом реставрировать, такие дышла подлежат замене.
3.4 Сцепные петли / Техническое обслуживание / Проверка
Для обеспечения максимально возможной продолжительности эксплуатации сцепной петли необходимо смазывать ее вязкой, водостойкой смазкой (EP3) перед началом и после длительного использования.
Не допускается износ или повреждение сцепных петель. Выбитые или расшатанные сменные втулки подлежат своевременной замене. Перекрученные или погнутые сцепные петли ни в коем случае нельзя выправлять из-за угрозы аварии.
Пределы износа:
3.5. Устройство для регулировки высоты (HE)
Устройство для регулировки высоты (HE) не должно быть расшатано, повреждено или подвержено коррозии. Поврежденные или подверженные чрезмерной коррозии части устройства (HE) необходимо заменить. Функциональность устройства (HE) должна отвечать требованиям согласно разделу 2.3.
4. Обработка поверхностей
Оптимальная защита от коррозии в длину до 3400 мм за счет катодного электрофоретического окрашивания с использованием цинкофосфатирования (KTL Zn). В нормальных условиях нет необходимости в завершающем лакировании.
Дышла длиной более 3400 мм проходят пескоструйную обработку и на них нанесена грунтовая эмаль Synthal-KH. В этом случае для длительной защиты от коррозии необходима окончательная лакировка со стороны клиента.
5. Указания для идентификации
Дышла являются обязательными для маркировки комплектующими. Данные, касающиеся нагрузки, Вы можете найти в характеристиках на заводской табличке.
- Тип
- Номер артикула
- допустимое значение D в kN
- допуск EG
- допустимая нагрузка на передний мост Av в т
- допуск ECE-R55
6. Примечание
Специальные конструкции с заключением для выдачи особого разрешения согласно §13 FzTV, а также § 22a StVZO получают особую маркировку соответствия нормам (TP-ном.). Сопутствующее заключение высылается отдельно и должно храниться вместе с документами на транспортное средство.
ROCKINGER предоставляет дышла, имеющие сертификаты соответствия EG- и ECE, подходящие почти для всех комбинаций транспортных средств. Для того, чтобы и в дальнейшем отвечать требованиям рынка, запланировано получение иных сертификатов соответствия, а действие уже существующих будет расширено и дополнено. Поэтому мы делаем оговорку на изменения, соответствующие техническому прогрессу.